RUSSIAN YOGA FEDERATION

Вести из Саратова:Тренирует Андрей Гетманов

 Курс хатха-йоги в Саратовском «Центре позитивного мышления» появился 8 лет назад и с тех пор пользуется неизменным успехом у всерьез увлеченных или просто интересующихся жителей города. Ведущий курса, практикующий врач и йог, обаятельный человек и отец двоих маленьких сыновей Андрей Гетманов не похож на йога из «детской азбуки»: он отнюдь не изможден, на лице вместо печати отрешенности - теплая улыбка… 30 человек продолжают двигаться  вместе с ним по пути совершенствования себя.  Что в нашем стремительно меняющемся техногенном мире приводит искушенного здравомыслящего человека к занятиям йогой, которая насчитывает уже более 3-х тысяч лет?
Только ли соображения здоровья и пользы? Может быть, это всего лишь докатившаяся до России мода на все экзотически-восточное? А может быть, йога это нечто большее – стиль жизни, путь к миропониманию, к давно потерянной внутренней гармонии?
 
Андрей, ты давно занимаешься хатха-йогой…почему именно ей? Чем она тебя привлекла?
Помимо живого глубоко интуитивного интереса к йоге, у меня были проблемы со здоровьем с самого рождения, а таблетки, другие способы лечения не удовлетворяли меня, потому что это, собственно, не является лечением, а только избавлением от внешних проявлений. В литературе, которую я читал в классе 9 – 10, говорилось о том, что хатха-йога помогает решать проблемы с физическим телом, поэтому и начал заниматься.
В йоге существует много направлений.... как ты понял, что именно это - твое?
Тогда, почти 15 лет назад, не было никакого разнообразия направлений, я жил в маленьком подмосковном городке Дубна и тогда услышать о йоге было почти нереально. Специализированных магазинов не существовало в принципе, и вот мне случайно попалась книга Иванова по йоге. В ней были собраны упражнения по Хатха-йоге и дыхательные практики, а также принципы образа жизни йога. Книга Иванова стала моей настольной книгой на много лет.
Так начались самостоятельные занятия йогой…. А потом?
Потом, уже в Саратове, куда я перехал жить и учиться в медицинском институте, образовался «Центр позитивного мышления», где хатха-йога стала частью Йоги с большой буквы – Йоги как практики обретения внутреннего единства, единения с самим собой, со своим внутренним я.
Олег Никулин, руководитель Центра, предложил мне вести курс по хатха-йоге – к тому моменту у меня уже был 8–и летний опыт самостоятельных практик, и я начал вести занятия. Курс стал необходимой частью йогического обучения, основанного на учении Патанджали. У многих людей тогда была большая потребность в хатха-йоге, а мой опыт и образование врача позволили мне начать вести группу. На своих занятиях я использую традиции Айенгар-йоги, Аштанга-йоги и Виньяса-йоги.
В чем уникальность хатха-йоги по сравнения с другими видами йоги?
Хатха-йога это один из инструментов с очень конкретным применением: управление процессами в физическом теле человека и его жизненными силами. Уникальность ее в том, что этому инструменту нет равных, остальные направления йоги совсем другие и имеют свои точки приложения: Бхакти-йога - йога любви, Раджа-йога – йога развития высшего ума, Джнани-йога – йога развития сознания и т.д.
Многие люди считают, что заниматься йогой – это настолько серьезный шаг в жизни, что бросать занятия нельзя. Что все-таки хуже – бросить занятия йогой  или вообще не начинать заниматься?
Честно говоря, последнее время я вообще не встречался с людьми, которые бы вот так подходили к этому вопросу…Если начал заниматься, то пути назад нет - это представление довольно дилетантское, оно не имеет под собой никакого основания. Йога это набор методик, практик, которые очищают тело, оздоравливают, привлекают жизненные силы, пробуждают их изнутри, очищают сознание, энергетические каналы, помогают управлять своими энергиями и т.д. В самом начале занятий никакие подобные «обеты» даже не предполагаются. Если они и даются, то только на очень высоких ступенях йоги, до которых доходят только те, кто уже настолько глубоко погрузился, что всю жизнь идет путем йоги, некоего духовного служения. Поэтому обычного человека занятия йогой ни к чему не обязывают, это не религиозная система, это не посвящение, это набор практических приемов, причем здоровых, рациональных, которые существуют уже тысячи лет.
Еще есть такое представление, что йога это только для зрелых людей. А как на самом деле, существуют в этой системе  какие то предпочтения по возрасту?
С возрастом человек просто начинает лучше понимать, что ему надо. Во-первых, он уже чувствует, в чем состоят его проблемы – какие-то конкретные заболевания, нехватка жизненных сил.  Во-вторых, возрастные объективные изменения в теле дают человеку понять, что ему нужны уже другие источники энергии. Поэтому люди зрелого возраста больше тянутся к практикам, которые могут поддержать тело. А более молодые люди используют тело по-другому - у них есть энтузиазм, интерес ко всему неведомому, новому, неизвестному…Молодежи заниматься йогой сложнее – она внутренне динамичнее, подвижнее и у нее больше потребность в плане интенсивности.  Поэтому практики по концентрации, глубокому сосредоточению не всегда подходят для темперамента 14, 15,16 лет. Юное сознание пока еще не раскрылось для того, чтобы чувствовать более глубокие вещи, им нужны динамичные занятия. Люди в возрасте более размеренны, им легче заниматься йогой. Нет нагрузки чрезмерной, нет сильной физической активности, а есть здоровый оптимальный ритм, который хорошо усваивается.
А как же тогда может существовать в вашем Центре детская йога, как это сочетается – дети же вообще самый непоседливый народ?
Те принципы, которые существуют в классической йоге, просто адаптированы для детей. В детской йоге нет длительной фиксации, концентрации, все положения переходят одно в другое очень быстро, сопровождаются шутками, прибаутками, чтобы максимально удерживать внимание ребенка на том, что он делает. Так или иначе, смысл детской йоги в том, чтобы ребенок был сконцентрирован на выполнении того или иного упражнения. Если взрослому мы говорим – «концентрируемся в центре груди, дышим так-то», - он понимает, что пришел заниматься, заплатил деньги, и даже если получается не сразу, раз ему говорят делать так-то, то значит, в этом есть смысл и он будет все выполнять, а со временем придет и понимание. Ребенку этого не объяснить, он смутно понимает,  зачем все это надо. В детской йоге любые методы хороши, чтобы удерживать внимание.
А что хатха-йога дает детям?
Детям со здоровой нервной системой дает большую внутреннюю  устойчивость, крепость физического тела, большее внутреннее сосредоточение, внутреннюю концентрацию. Как таковая концентрация у детей отсутствует, но постепенно она должна развиваться, потому что каждому ребенку предстоит идти в школу, и навык удерживания внимания, способность концентрироваться на том, что ты выполняешь, необходимы детям дошкольного возраста. Йога помогает развивать их более эффективно.  Для детей с проблемами в нервной системе это возможность коррекции  повышенной возбудимости, рассеянности внимания, повышенной эмоциональной мобильности.  Такие занятия помогают выровнять состояние ребенка, уравновесить нервную систему.
Есть ли какие-то ограничения для занятий хатха-йогой?
Если только по возрасту....для некоторых практик рекомендуется нижняя возрастная граница не меньше 18 лет, верхней границы не существует! Раз человек «притащил» себя на занятия – значит он решил, что в состоянии что-то делать… Несмотря на то, что я никогда не корректирую каждого во время занятия (потому что нам просто не хватит времени на это), но, тем не менее, каждое наше занятие индивидуально. Индивидуальность его заключается в том, что все приходящие делают упражнения настолько, насколько каждый из них может  в данный момент. Я всегда вижу, когда усилия становятся чрезмерными для группы, а это уже никому не пойдет на пользу,  потому что йога это не тренировки по развитию мышц и выносливости, а именно работа с сознанием, с энергиями, с телом. Поэтому на занятиях, если устали – ложитесь и отдыхайте, не надо чрезмерных нагрузок и перенапряжения тела.
То есть, медицинских противопоказаний к занятиям йогой нет?
Ну, естественно, они существуют,  только не для хатха-йоги в глобальном смысле, они есть для определенных упражнений. Заболевания позвоночника и вообще всего опорно-двигательного аппарата, гипертония и некоторые заболевания нервной системы - все это относительные противопоказания: это значит, что какие-то положения не выполняются вообще или выполняются с минимальной нагрузкой. С каждым это оговаривается с самого начала. Я как врач, в данном случае, могу дать конкретные рекомендации, что человеку не стоит делать вообще, что выполнять осторожно или с минимальной нагрузкой.
То, что ты врач, тебе помогает? Есть ли у тебя в связи с этим  особый подход?
Существует Учитель Швами Шивананда, который активно занимался йоготерапией. Пока я еще не дошел до такого уровня, да и не делал акцент на это. Когда человек занимается в основной группе, где нагрузка усреднена, причем, мои занятия ориентированы на людей среднего возраста, я бы даже сказал, старшего – так вот, если человек занимается в такой группе и не форсирует нагрузку, коррекция происходит естественным образом. Например, в моей практике был такой уникальный случай: занималась женщина с опухолью головного мозга, размером с грецкий орех, у нее были мучительные головные боли, она применяла сильнейшие обезболивающие, наркотические препараты, ничего ей уже не помогало…..После моих вечерних занятий боль у нее не возникала до следующего утра. Причем, такой эффект был всегда! Еще был случай, когда занимался человек с позвоночной грыжей – это вообще-то противопоказание в принципе к каким-либо существенным нагрузкам, а занятия йогой дают таким больным достаточно устойчивое состояние ремиссии.  Есть один человек с болезнью Бехтерева, его позвоночник не гнется, это называется эффект бамбуковой палки – и он тоже успешно занимается у меня. Хатха-йога сама по себе дает мощный оздоравливающий эффект.
Какова структура занятий по хатха-йоге, которые ты ведешь?
Все зависит от людей. Большая часть в группе  – те, кто уже давно занимается: некоторые 8 лет, некоторые 5…. В начале занятий выбирается оптимальный ритм – я смотрю по состоянию группы. Бывает так, что человек пришел бодр и полон сил, а бывает так, что у всей группы преобладает утомление – на работе устали, к примеру, тогда я нагрузку уменьшаю, бывает, наоборот. Теоретического курса у меня нет. Занятие идет час сорок пять минут. В него входят две медитации – в начале и в конце, блок пранаямы (дыхание) и собственно сами асаны (блок упражнений). Какие-то комментарии я добавляю в процессе занятия, поясняю, что мы сейчас делаем.
Я так поняла из нашей беседы, что йога это не религия, это..?
Это однозначно не религия, в ней нет догматов, нет постулатов, которые требуют неукоснительного исполнения. Йога это философская концепция и набор методов, практик, которые ведут  к определенному результату. Это такой эмпирический подход, когда, делая нечто, мы получаем определенный результат…Человек может ни во что не верить, а просто честно все выполнять и добиться результата. Вообще йога переводится как связь с самим собой, с внутренним я. Ты можешь быть буддистом, мусульманином, христианином  и заниматься при этом йогой, тебе это не помешает. Вот само христианство, возможно, неадекватно отреагирует на это….
Можно ли описать, хотя бы примерно, портрет человека, занимающегося на твоем курсе?
Есть одна характерная черта, которую заметила моя жена (она ведет детскую йогу перед моими занятиями и видит всех, кто ко мне приходит) – эти люди знают, для чего они приходят, у них есть четкое понимание этого.
Изменился ли человек, приходивший к тебе на курс 8 лет назад и сейчас?
Да, люди меняются,  собственно ради этого я и веду занятия! Если бы изменений не было, без этого просто потерялся бы смысл. Есть у меня, например, на курсе дедушка один, ему уже за 60, он начал заниматься 8 лет назад. Впервые, когда он пришел, это был человек с совершенно каменным лицом, внутренне жесткий, напряженный, и это напряжение блокировало тело. Он был весь как деревянный. С трудом делал наклоны,  тело было негибкое от глубокого напряжения. И несколько лет назад я его спросил, как он ощущает, эффект-то есть? Он сказал очень просто: «Ты знаешь, я чувствую себя лучше, чем в молодости! Я совершенно перестал болеть, у меня постоянно ощущение позитивности и хорошего настроения». Я не говорю о высоких нравственных нормах, ничего не внушаю, просто по нему видно, что он мог выполнять тогда и что выполняет сейчас, это небо и земля. Изменилось выражение его лица - печать скованности ушла, он стал живой, живет полноценной жизнью, перестал болеть, хотя он занимается всего лишь два раза в неделю (!). Теперь и его жена ходит ко мне в группу.
А новые люди приходят?
Да, всегда есть определенная ротация, люди приходят с разными задачами и часто они не знают, зачем им нужна йога. Есть внутренняя потребность, которую они не сознают. И, прозанимавшись некоторое время, реализовав эту потребность – ну, например, человеку не хватало жизненных сил, хотелось больше внутреннего покоя, уравновешенности, - обретая эти качества, человек перестает заниматься. Бывает, что перестав заниматься, человек понимает, что нужно искать что-то большее, появляется ощущение и потребность чего-то большего, чем то,  что происходит на занятиях. И он начинает свои дальнейшие поиски. Кто-то теряет интерес, волна энтузиазма заканчивается. Люди начинают понимать, что это работа. Над собой, над внутренним  состоянием, это работа с умом, с физическим телом, а для этого нужны определенные  внутренние усилия: как минимум, прийти после работы, сконцентрироваться на чем-то, дышать определенным образом и т.д.
Ты берешь в свою группу всех желающих ?
Никаких требований особых нет, единственное,  что необходимо - психическая уравновешенность. Потому что работа с энергиями может вызвать неадекватную реакцию психики человека, если она поражена. Хотя я заметил за годы занятий, что общее поле, которое уже сложилось  в группе, работает как определенный фильтр. Например, человек приходит первый раз, ему все нравится, подходит после занятия и говорит, что будет заниматься дальше, а у меня есть ощущение, что он больше не придет. Маловероятно, что он будет заниматься, и я говорю ему: «Давайте, вы в следующий раз придете и заплатите», и я оказываюсь прав, он больше не появляется!…Само пространство команды фильтрует людей.
Есть ли какой-то гарантированный результат человеку, который прозанимался год, пять лет, семь лет?
Гарантии вообще вещь очень опасная. Человеческий фактор это самое ненадежное дело. Погода более надежная вещь, чем человек. Это хорошо видно, когда, например, погода на улице хорошая, все располагает к занятиям, пробок на улице нет  и в результате приходит половина команды……А когда на улице метель и минус 20 – полный зал, аншлаг. Поэтому предугадать невозможно. Это очень хорошо видно на посещаемости занятий. Причем, когда ты делаешь перед праздниками, допустим, опрос: «Поднимите руки те, кто точно придет в праздничные дни» – поднимают руку одни, приходят другие, и часто вообще те, кого на этом занятии не было, а из тех, кто руку поднял, приходят единицы. Так что человек это абсолютно непредсказуемая вещь. В плане гарантий на будущее есть еще один нюанс - собственные наработки человека, цели его занятий тоже определяют ритм его развития – чем выше планка, чем серьезнее потребности человека, тем серьезнее и результаты. Если человек приходит как в компанию, потому что хорошие люди, приятно в их обществе побыть, получить некий заряд, то это он и будет получать. А если будет более глубокая потребность, он будет меняться внутренне, работать над собой – то будет и результат соответствующий. Но давать гарантии просто так – это большая ошибка.
Есть такое утверждение, что если человек что-то понял, осознал, то только через несколько лет он сможет сделать это своей жизнью, начать  так  жить….
Тут я не совсем согласен. Когда мы читаем, например, литературу, мы понимаем ее в том случае, когда мы внутренне готовы понимать именно ее. Это уже и является моментом внутреннего осознавания и претворения в жизнь. Опять же, зависит от человека, будет ли он использовать знания в жизни, это тоже определенный этап – умение реализовать  в жизни свои понимания. Есть разница между информацией и пониманием. Чтобы понимание сделать жизнью, тоже нужны усилия, человек должен хотя бы захотеть этого!.. Восемь лет я преподаю йогу, и большинство людей занимаются год-два, единицы таких, кто занимается много лет. Но если человек регулярно развивается, если есть потребность в  развитии, можно сказать, что за год человек приобретает некое состояние внешней большей устойчивости ума, состояние определенного внутреннего покоя и уже некие элементы способности управлять своими жизненными силами. В большой йоге такие закономерности (по продолжительности лет занятий) есть, а в хатха-йоге всегда есть ротации, мало таких, кто занимается серьезно в течение длительного времени.
Скажи, вот почему есть необходимость заниматься йогой лично у тебя?
Просто хатха-йога, как работа с телом, мне уже менее интересна. Хатха-йога для меня это мост, который может привести к более серьезным знаниям. Об этом, кстати, говорится в знаменитом трактате Сватмарамы Хатха-йога Прадипике: «Преклолняемся перед  Шивой, который учил хатха-йоге, представляющей собой лестницу для подъема на вершину раджа-йоги».
Хатха-йога для меня это трамплин чтобы перейти к каким-то более серьезным практикам (медитациям), к Раджа-йоге. Я пытаюсь реализовывать такой подход, хотя это неимоверно сложно из-за отсутствия у меня собственного опыта, как делать это более эффективно, более правильно - банально, сказывается отсутствие наставника. Мой опыт  в йоге  - 16 лет занятий, из них ведение группы  - 8 лет, и этого, конечно, недостаточно. Хотелось бы поучиться у Мастера, который дал бы именно понимание  - но пока такой возможности не вижу. Даже люди, которые ездили в Индию, не могут найти такого наставника, который бы помог перевести людей от хатха-йоги к более серьезным реалиям. В учении Айенгара, к примеру, я не чувствую такого перехода. У него замечательно описаны асаны, но вот как дать возможность людям через практики хатха-йоги прийти к каким то духовным реалиям, именно вот этот момент перехода я у него также не нахожу, может просто не улавливаю?…. Он пишет о более глубоких духовных реалиях, но каким образом сделать этот качественный рывок к йоге с большой буквы – пока не ясно.
А если бы была возможность, у кого бы ты хотел поучиться? Из наставников?
Мне недавно рассказывали, что такой мастер есть сейчас, только пока я его не знаю. И те, кто преподает хатха-йогу достаточно давно, они приходят  к таким же выводам, что просто работать в хатха-йоге с физическим телом нет смысла. Вот был Свами Шивананда, такое высокое реализованное сознание, который при этом занимался лечением людей с помощью хатха-йоги, занимался йоготерапией. Он совмещал духовные высокие реалии и работу с физическим  телом. Я это считаю оптимальным вариантом - когда сам человек является реализованным, высокодуховным, и при этом дает практики для обычных людей, которым недоступны высокие принципы. Это мой идеал, к чему надо стремиться - чтобы человек мог говорить на разных языках, на разных уровнях, в том числе, и на языке тела.
В чем разница между твоими занятиями и фитнес-йогой?
Фитнес делает акцент именно на работу с физическим телом. Он исключает тонкие моменты, работу с внутренним составляющим человека. Хатха-йога включает в себя асаны (работа с физическим телом) и пранаяму (дыхательные практики). Пранаяма это управление дыханием, а через дыхание  - управление энергиями. Этот второй блок чрезвычайно важен, он является мощным средством работы с физическим телом. Если его исключить, то останется только гимнастика. Да, она будет давать эффект – срабатывает чистая физиология во время асан – но йоги  здесь уже не будет. А вот работа с физическим телом с помощью дыхания, осознавание тонких процессов, происходящих в самом теле, в эмоциональной сфере, процессов, связанных с умом – это уже настоящая хатха-йога. Фитнес–йога – она честно говорит о себе, это комплекс адаптированных асан.
Какой совет бы ты мог дать начинающему заниматься йогой?
Прежде всего, не пытаться заниматься одному, это очень длинный путь, это путь ошибок и он мало эффективен. Я сам начинал заниматься один и, естественно, у молодого организма есть потребность все делать с максимальной нагрузкой, максимально по времени, переходить достаточно быстро к самым сложным вещам. Это ошибка, это совсем другой подход  – атлетический. И, естественно,  все эти стойки на голове, которые делались в течение минуты, приводили к тому, что голова болела сутками, и я мог заниматься в следующий раз йогой только через несколько дней, когда приходила в порядок моя голова, а также растянутые суставы, позвоночник. Такие ошибки у новичка неизбежны, поэтому заниматься нужно во-первых в группе, а во-вторых, у человека, имеющего большой опыт. Под опытом подразумевается не просто изучение курса у какого-то мастера, этого мало, нужна собственная многолетняя практика. И даже этого мало - преподавать хатха-йогу группе людей это совершенно другой уровень, который требует большей глубины понимания и умения отследить происходящее в команде, способность интуитивно воспринимать состояние группы в данный момент. В противном случае, занятия превратятся в простую последовательность упражнений, которая описана в книжках, потеряется самое главное - тонкая внутренняя работа в команде.
 

РФЙ в соц сетях

Связаться с нами

возможно как по телефону:
+7(499) 166-57-27
с 10:00 до 17:00
по Москве (UTC + 3 часа)
Также можно нам написать:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.